Наверх

История

Сегодня только историкам доподлинно известно, что первый план строительства нефтепровода, транспортирующего нефть Восточносибирских месторождений на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, возник еще в 1968 году. Сооружение магистрали хотели начать еще в 1971 и завершить в течение трех лет. Однако планы так и остались на бумаге: Советский Союз решил бросить все силы на строительство БАМа. Никто и не предполагал, что этот грандиозный проект станет четвертьвековым долгостроем, а на одной шестой части суши разразится геополитическая катастрофа. Эти события на долгие годы заставили руководство страны забыть о проекте строительства нефтепровода к побережью Тихого океана.

Однако все возрастающий зарубежный спрос на российское углеводородное сырье – нефть и газ – позволил нашей стране осуществить то, на что не решился даже Советский Союз. История нефтепровода ВСТО начинается задолго до его строительства: еще в 90-х обсуждалась возможность реализации двух основных нефтепроводных маршрутов – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и к восточным рубежам страны.

Несмотря на дискуссии и споры, распоряжение Правительства РФ «О проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» вышло в последний день 2004 года. Учитывая масштабы строительства,  было принято решение реализовывать проект в несколько этапов, с доведением его мощности в конечном итоге до 80 млн. тонн нефти в год.

 26 апреля 2006 года считается началом строительства первой очереди ВСТО. Тогда в районе Тайшета был сварен первый стык нефтепровода, положивший начало транспортировке нефти по направлению к Тихому океану. В рамках первого этапа ВСТО нефтепроводная магистраль была проложена по маршруту г. Тайшет – г. Ленск – г. Нерюнгри – г. Сковородино, построен и введен в эксплуатацию "Специализированный морской нефтеналивной порт "Козьмино" в Приморском крае. Спустя три года непрерывного строительства, восьмого июля 2009 года началось заполнение трубопроводной системы нефтью в восточном направлении. Завершился первый этап сооружения нефтяной магистрали к берегам Тихого океана.

До строительства второй очереди нефтепроводной системы нефть из Восточносибирских месторождений на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона только половину пути проделывала по трубопроводу, и дальше перегружалась в железнодорожные цистерны. С целью минимизировать финансовые и временные затраты, в 2010 году началось строительство второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Началом строительства «ВСТО-II» считается 13 января 2010 года. Именно тогда был сварен первый стык на 3806 км трассы «ВСТО» в районе станции Ин Еврейской автономной области. Завершающий стык линейной части второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» был сварен в Приморском крае меньше чем через 2 года после начала строительства – 9 сентября 2011 года. На данный момент «ВСТО-II» – это грандиозная система нефтепровода общей протяженностью более 2000 км.

Изначально, ввод в эксплуатацию «ВСТО-II» был назначен на 2014 год. Однако на 2 года раньше срока, то есть в середине лета 2012 года, началось заполнение трубопровода нефтью.

Торжественная церемония запуска второй очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" состоялась 25 декабря 2012 года в г. Хабаровске. Уже в первых числах января 2013 года компанией "Транснефть"  был прокачан первый миллион тонн нефти по трубопроводной системе ВСТО из Тайшета (Иркутская область) до порта Козьмино (Приморский край).

Только с введением в эксплуатацию второй очереди трубопроводной системы "ВСТО", построенного на участке г.Сковородино – г.Хабаровск – пос.Врангель, стала возможной реализация стратегических планов по развитию топливно-энергетического комплекса Российской Федерации – транспортировка нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.