Наверх

«Транснефть» продолжает развивать Дальний Восток

Дата публикации: 26 Марта 2015

24 марта стало знаковой датой для компании «Транснефть» — из приморского порта Козьмино с помощью трубопроводной системы ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) потребителям была отгружена 100-миллионная тонна нефти. О значимости Востока России для компании говорит тот факт, что именно в этом регионе, на площадке ООО «Транснефть — Дальний Восток» в Хабаровске состоялось выездное заседание экспертного совета ОАО «АК "Транснефть"», участники которого обсудили вклад компании в развитие ДФО. Первый танкер с нефтью «ВСТО» отправился из приморского порта Козьмино в декабре 2009 года, с тех пор ежегодные объемы увеличились почти вдвое — с 15 до 25 миллионов тонн.

100-миллионный юбилей

Всего на территории ДФО на объектах «Транснефти» занято 8,5 тысячи человек, причем почти ¾ из них (6,2 тысячи) — это местное население. С 2010 по 2014 годы в виде налогов компания выплатила в регионах Дальнего Востока 49,4 миллиарда рублей, из которых 13,9 миллиарда в прошлом году. Большое внимание компания уделяет социальной политике, оказав благотворительную помощь более чем на 400 миллионов рублей.

— Социальная политика компании наиболее явно иллюстрирует, что доходы от нефти, а в нашем случае от ее транспортировки, направляются на благо людей, — отметил вице-президент ОАО «АК "Транснефть"» Михаил Маргелов.

В том числе за счет «Транснефти» проведен капитальный ремонт детсада в селе Екатеринославка. В других регионах компания ремонтирует и строит больницы и стадионы, поддерживает ветеранов Великой Отечественной и даже участвует в целевой программе сохранения амурского тигра — в 2014 году выделено 10 миллионов рублей на реализацию проектов по изучению и сохранению уникальной популяции полосатого хищника.

Перспективное направление

Показатель в 100 миллионов тонн нефти доказал состоятельность проекта ВСТО. Сейчас мощность нефтепровода составляет 50 миллионов тонн черного золота в год. Это 20 миллионов для Китая и 30 — в порт Козьмино через ВСТО-2 для стран АТР. В ближайших планах стоит задача увеличения мощности ВСТО-1 до 80 миллионов тонн и ВСТО-2 до 50 миллионов тонн, причем заметная роль в этом отводится Амурской области. Общие инвестиции в расширение составят 172 миллиарда рублей, а работы по модернизации магистрального нефтепровода ВСТО-2, который в Сковородине «берет эстафету» от ВСТО-1, оцениваются в 45 миллиардов. Предполагается удвоение экспорта по нефтепроводу Сковородино — Мохэ (КНР) с нынешних 15 до 30 миллионов тонн нефти в год. Для этого необходимо провести реконструкцию двух НПС со строительством резервуарного парка в объеме 150 тысяч кубических метров. Планируемые инвестиции в «китайское направление» составят 4,8 миллиарда рублей, окончание работ предполагается в 2017 году.

Как сообщил руководитель управления стратегического развития АК «Транснефть» Расим Мингазетдинов, для расширения мощности ВСТО-1 (Тайшет — Сковородино) до 80 миллионов тонн потребуется строительство шести новых НПС и расширение 15-ти, увеличение объема резервуарного парка на 50 тысяч кубометров, строительство 1 тысячи километров высоковольтных линий электропередачи. Для увеличения пропускной способности ВСТО-2 потребуется строительство четырех новых НПС, три из которых будут в Амурской области, расширение трех НПС, наращивание объема резервуаров на 100 тысяч кубометров и строительство 120 километров ВЛ. Плановый срок реализации обоих проектов — конец 2019 года. В связи с необходимостью расширения ВСТО планируется увеличить численность персонала почти на 700 человек.

В итоге из 80 миллионов тонн нефти в год 30 миллионов будут поставляться по трубе в Китай, 30 миллионов тонн — в порт Козьмино, а остальное черное золото пойдет на дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) — Хабаровский, Комсомольский, а также на проектируемый Восточный нефтехимический комплекс в Приморье.

Строительство отводов от ВСТО-2 к НПЗ в Хабаровском крае должно завершиться в 2015 и 2017 годах, а до этого времени «Транснефть» предложила этим заводам использовать для поставок нефтеналивной терминал в Сковородине. Когда ВСТО-2 строился и действовала только первая очередь трубопроводной системы, нефть поступала в порт Козьмино по железной дороге. Сейчас практически все черное золото идет по трубе, а сковородинская эстакада загружена на 1,5—2 миллиона тонн в год — небольшие объемы нефти идут по «железке» в Приморье и на Ванинский мини-НПЗ в Хабаровском крае.

— Мы предлагаем эту площадку использовать Хабаровскому и Комсомольскому НПЗ до момента пуска ответвлений, — сообщил вице-президент АК «Транснефть» Сергей Андронов. — Надеемся, что наши коллеги рассмотрят эти предложения, потому что с точки зрения эффективности логистики они значительно предпочтительнее действующим на сегодня маршрутам.

Сегодня дальневосточные нефтепереработчики получают дорогое «колесное» сырье — нефть, которую везут по железной дороге за тысячи километров. Дешевый трубопроводный транспорт позволит снизить расходы на ее транспортировку, что теоретически позволит снизить стоимость нефтепродуктов.

Справка АП:

Трубопроводная система ВСТО от Тайшета (Иркутская обл.) до порта Козьмино (Приморский край) включает в себя 4 740 км линейной части нефтепровода, 26 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк в объеме 1 650 тысяч кубических метров и нефтеналивной порт Козьмино. По территории ДФО проходит 3 760 км нефтепровода, действует 23 НПС. Первая очередь трубопроводной системы (ВСТО-1, Тайшет — Сковородино) введена в эксплуатацию в декабре 2009 года, вторая (ВСТО-2, Сковородино — Козьмино) — в декабре 2012. Ответвление от ВСТО — нефтепровод Сковородино — Мохэ (КНР) построен в августе 2010 года. Коммерческие поставки нефти в КНР начались в январе 2011 года.