Наверх

Кризису - труба

Дата публикации: 02 Апреля 2015

Кризису - трубаХабаровский край прибавил в свою инвестиционную копилку еще около 50 млрд. рублей от компании «Транснефть».

Завершаются изыскательские работы на месте будущего нефтепровода-отвода от второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ). Строительство этой нитки обойдется нефтетранспортному гиганту в полсотни миллиардов рублей. КНПЗ получит более дешевые поставки нефти, а Хабаровский край - инвестиции, дополнительную инфраструктуру, новые рабочие места и заказы для местных предприятий.

В перерыве между снегопадами нам удалось побывать на месте, где прокладывают трассу нефтепровода в сторону Комсомольска. На дворе апрель, распутица. Зимники едва выдерживают тяжелую технику. Строители торопятся: пока на левом берегу Амура не начали таять болота, нужно завершить комплексные изыскания, подготовить площадки под строительство нефтеперекачивающих станций и оперативно вывезти спецтехнику на «большую землю».

Поселок Джелюмкен Амурского района в сотне километров от Хабаровска - одна из ключевых точек, откуда по железной дороге в поля завозят трубы, оборудование и сыпучие материалы. Именно около Джелюмкена находится самый северный в крае участок второй очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». От этого места - самый короткий путь на город юности. По примерным расчетам, это около 300 километров по марям, старицам и торфяным болотам вдоль железной дороги от Транссиба до Комсомольска-на-Амуре по территориям Амурского, Солнечного и Комсомольского районов края.

Рекордно снежная зима доставила изыскателям массу проблем. Едва пробитую в сугробах трассу без конца засыпает снегом, из-за чего работающие в полях бригады рискуют остаться без подвоза провианта, а то и вовсе не дождаться смены. Мы и сами добирались до ближайшей группировки техники с трудом, преодолевая снежные заносы и едва не заблудившись по причине слабой мобильной связи.

Работа на бескрайних снежных просторах не прекращается ни на минуту. Первое, что мы увидели - гусеничные буровые, которые делают в грунте, а, точнее, в замерзшем болоте, прокол за проколом, а затем совершают «марш-бросок» на новое место.

- Пробы грунта берутся примерно через каждые 300 метров, - поясняют нам инженеры-изыскатели. - Бурильные агрегаты, как видите, установлены на вездеходы. Делаем скважины глубиной 10 м и отбираем пробы через каждые 2 м бурения. Если геологический состав грунта меняется, то количество проб может быть и больше.

Во время беседы неожиданно для нас в месте прокола из-под снега вырывается фонтан грязной болотной воды.

- Ничего удивительного, - успокаивают специалисты, - зима нынче теплая, и болота местами не промерзли. Водоносные слои порой фонтанируют. А в целом тут только торф и суглинки - сюрпризов нет. Если и встречаются, то с геологической точки зрения они вполне ожидаемы. Летом здесь техника явно не пройдет. Скорей всего, работы в этих районах придется вести исключительно в зимнее время.

Изъятые из бура пробы грунта в виде небольших цилиндров по килограмму каждый, действительно, даже визуально легко определяются как торф и осадочная порода. Тем не менее все образцы аккуратно упаковываются и нумеруются для дальнейших лабораторных исследований. На основе полученных данных и будет определен точный маршрут укладки нефтяной трубы.

Через час пути добираемся до следующей точки, где будет построена первая из трех нефтеперекачивающих станций (НПС). Они будут не такими мощными, как на трубопроводной системе ВСТО, но тем не менее должны обеспечить прокачку на Комсомольский НПЗ до 8 млн. тонн нефти в год.

С площадки удаляют растительность и выравнивают. Валочная машина, словно однорукий робот, аккуратно срезает стволы деревьев и очищает их от веток, укладывая в сторонке. Нам поясняют, что площадки под НПС - пожалуй, единственные места на трассе, где приходится частично рубить деревья. На это получены необходимые разрешения, и кроме того, каждое срубленное дерево остается собственностью государства. Хочешь использовать на свои нужды - выкупай за деньги.

Коллектив на трассе - многонациональный. Здесь работают геодезисты, геологи, гидрологи, проектировщики и масса других специалистов со всех концов Российской Федерации. Кто-то приехал из Восточной Сибири, кто-то из Заполярья. Разные лица, разные судьбы. Но всех их объединяет одна большая компания, которая реализует проекты в шестидесяти регионах страны, - компания «Транснефть».

О строительстве трубы на Комсомольск говорят уже десяток лет. Несмотря на кризис, санкции и пессимистические прогнозы, процесс все-таки «пошел», и, как мы лично убедились, работы идут ударными темпами. Можно сказать, что Хабаровский край прибавил в свою инвестиционную копилку еще около 50 млрд. рублей. Именно во столько оценивается реализация проекта. Отдачу от этих инвестиций мы увидим в виде субподрядных заказов, налоговых отчислений в краевую казну и новых рабочих мест.

Кстати, жители Комсомольска уже заприметили, что в их городе появилась тяжелая техника с надписями: ООО «Транснефть - Дальний Восток». Знающие себе цену специалисты торопятся заявить о себе хорошим резюме, чтобы получить достойную работу. И правильно делают.
Времени на раздумья нет. До конца стройки осталось 33 месяца.
 

Владимир ХАБАРОВ