Наверх

100 миллионов тонн успеха

Дата публикации: 07 Апреля 2015

Президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев. Фото: Алексей Дружинин/РИА Новости

В марте состоялось событие, значимое не только для компании "Транснефть", но и для всей нашей страны, - на Дальнем Востоке в порту Козьмино на экспорт отгружена 100-миллионная тонна нефти, перекачанная по трубопроводной системе Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО). Это зримое свидетельство того, что восточное направление транспортировки российского углеводородного сырья оказалось высоковостребованным, выгодным, успешным. И это особенно важно в контексте обеспечения экономической независимости нашей страны, достигаемой в том числе благодаря диверсификации экспортных потоков.

Трубопроводная независимость

Задача компании как естественной монополии - отстаивать общенациональные, государственные интересы России, обеспечивать ее энергетическую безопасность. То, что "Транснефть" призвана играть важную геополитическую роль, становится очевидным при одном только взгляде на карту магистральных трубопроводов компании. Гигантская, разветвленная сеть, кровеносная система отечественной экономики, из конца в конец пронизывающая страну, обеспечивает ее единство, дает импульс поступательному развитию.

ТС ВСТО действует уже более пяти лет. Благодаря этому российская нефть вышла на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), наша страна освободилась от жесткой привязки к западному направлению экспорта. Появился новый сорт нефти - смесь "ВСТО", который пользуется устойчивым спросом в АТР.

Создание трубопроводной инфраструктуры дает мощный импульс развитию экономики субъектов Российской Федерации, позитивно сказывается на жизни сотен тысяч людей. И речь далеко не только о налоговых отчислениях в региональные бюджеты и привлечении к выполнению работ местных подрядчиков. Эффект от деятельности компании неизмеримо весомее.

В ходе реализуемых "Транснефтью" масштабных работ прокладываются новые дороги, возникают новые поселки, строится жилье, гостиницы, торговые центры, детские сады, школы и больницы, бытовые и досуговые учреждения. Происходит качественное улучшение условий жизни людей. К примеру, необходимость электроснабжения объектов ТС ВСТО явилась мощным стимулом для развития региональных электрических сетей в Восточной Сибири и Якутии. Многие населенные пункты буквально возрождаются к жизни. У их жителей появляются новые шансы, новые мотивации. Возникают возможности для развития малого и среднего бизнеса.

"Транснефть" создала в этих регионах только непосредственно на ВСТО 8 тыс. новых рабочих мест. Из них 7 тыс. - для местных жителей. Все они получили надежную, престижную работу. Обрели горизонты роста, уверенность в завтрашнем дне.

При этом "Транснефть" решает не только социальные, но и геополитические задачи. Известно, что представители определенных кругов за рубежом не раз заявляли о том, что слабая заселенность зауральских просторов якобы позволяет объявить их экстерриториальными зонами. Но масштабные проекты, реализуемые сегодня в нашей стране, лишают этих господ аргументации.

ВСТО - трубопроводный гигант, который проходит по территориям Якутии, Иркутской и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской АО. Создавая рабочие места, обеспечивая пополнение региональных бюджетов, объединяя экономические интересы субъектов РФ, "Транснефть" крепит единство государства.

А ведь у проекта "ВСТО", как и у многих благих начинаний, имеющих общенациональное значение, было немало критиков. Кто-то сомневался в его целесообразности, кто-то не верил в саму возможность его реализации. Сейчас уже нет сомнений, что этот скептицизм мотивировался подчас из-за рубежа.

Сегодня ВСТО - это реальность, это пока крупнейший экономический проект России в новом тысячелетии и один из важных факторов, обеспечивающих суверенитет страны.

Мы гордимся тем, что результаты нашего труда делают Россию сильнее. Нам удалось обеспечить диверсификацию экспортных направлений, создать профицит нефтепроводных мощностей. Сегодня от Балтики до Дальнего Востока - единая трубопроводная система. У государства есть возможность маневрировать нефтяными потоками. Это делает нашу систему уникальной. И что принципиально важно, Россия больше не зависит от стран-транзитеров.

Программа на завтра

ТС ВСТО состоялась благодаря в том числе глубокой, всесторонней проработанности проекта. Это корпоративный стиль - успех невозможен без четкого плана, постановки ближайших и долгосрочных задач, определения необходимых для их решения ресурсов. В конце минувшего года компания приняла крайне важный документ - Долгосрочную программу развития на период до 2020 года. В состав документа включены инвестиционная программа, программы технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта, развития информационных технологий, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, управления персоналом и другие.

В ходе подготовки этого всеобъемлющего документа была проведена серьезная работа по его согласованию с минэнерго, минэкономразвития, Росимуществом, правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики, Экспертным советом при правительстве РФ. Предлагаемые показатели программы приняты и одобрены для их дальнейшей реализации.

Важно отметить, что по итогам обсуждения документа в правительстве РФ, министерствах и ведомствах, а также на площадках общественных советов и Открытого правительства сложилось единодушное мнение экспертов о том, что программа "Транснефти" из всех представленных на рассмотрение в 2014 году аналогичных документов наиболее проработана.

Задачи развития экономики страны требуют от нас реализовать то, что ранее планировалось на 2030 год, уже к 2020му. Предстоит колоссальная работа. Программа - это детально прописанная дорожная карта ее реализации. Это своего рода матрица, по которой мы будем жить в ближайшие пять лет. Этот объемный документ позволяет с предельной четкостью понять, что надо делать сегодня, завтра, через месяц и на какие показатели необходимо выйти через год или три.

Прежде "Транснефть" в своей работе руководствовалась пятью ключевыми показателями эффективности. Долгосрочная программа развития предусматривает 23 таких критерия, описывающих все аспекты деятельности компании. В конце года независимый аудитор, представляющий Росимущество, действующий от имени главного акционера компании - государства, проведет независимый аудит выполнения всех 23 ключевых показателей. Результат станет основанием для вынесения вердикта: как отработала компания в истекшем году.

От этого, в свою очередь, будут напрямую зависеть размеры вознаграждений и премий. По этой же модели будет оцениваться работа и дочерних предприятий "Транснефти". Таким образом, создана система абсолютно прозрачных, объективных оценок работы компании.

Первый ключевой раздел нового руководящего документа компании - это Инвестиционная программа на период 2014-2020 годов. До окончания этого срока будут завершены такие крупные, уникальные по сложности проекты, как нефтепроводы Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет. Поэтапно, в течение 2017-2019 годов, "Транснефть" выведет ТС ВСТО на проектную производительность 80 млн тонн по ВСТО-1 (Тайшет - Сковородино) и на 50 млн тонн - по ВСТО-2 (Сковородино - Козьмино).

Предусмотрены также масштабные работы по расширению системы магистральных нефтепродуктопроводов. В ходе реализации проекта "Юг" будет построен участок Волгоград - Новороссийск. Увеличится пропускная способность маршрута "Север" с 8,5 до 25 млн тонн в год.

Благодаря тому, что в состав компании вошел "Транснефтепродукт", мы имеем возможность реализовать планы по реконструкции его мощностей и приведению инфраструктуры в соответствие с корпоративными требованиями. В результате этих мероприятий компания рассчитывает к 2020 году нарастить поставки нефтепродуктов до 58,9 млн тонн. Таким образом, объем транспортировки должен увеличиться более чем в 1,5 раза.

Кроме того, реализация долгосрочной программы обеспечит снижение аварийности на магистральных нефтепродуктопроводах более чем на 20%.

Санкции не помеха

Конечно, компания живет в тех обстоятельствах, которые определяет общая экономическая ситуация. И резонен вопрос: как сказываются санкции и кризисные явления на ее работе?

Сегодня можно с уверенностью заявить: эти факторы не повлияют на реализацию намеченных планов. Это обусловлено не только качественным планированием, но и ответственной финансовой политикой. Сегодня мы в состоянии профинансировать все программы, которые нам утвердило правительство на ближайшие годы.

Несмотря на то что 2014-2015 годы - пиковые для "Транснефти" в плане выплат по евробондам 2009 года, мы уверенно преодолеваем этот рубеж. Делать же новые заимствования на внешнем рынке мы не планировали и не планируем.

Другой важный фактор, позволяющий нивелировать влияние негативных факторов, - политика импортозамещения, которая всегда была в фокусе внимания компании. "Транснефть" закупает у отечественных производителей 94% товаров необходимой нам номенклатуры. И что принципиально важно, эти данные подтверждены оценкой минпромторга. Это означает, что компания работает с реальными российскими производителями, а не с посредниками, реализующими на отечественном рынке зарубежную продукцию.

Мы занимаемся импортозамещением не для галочки. Это наша давняя принципиальная позиция. Обеспечивая экономическую независимость страны, нельзя самим зависеть от иностранной номенклатуры.

Поэтому один из весьма значимых разделов долгосрочной программы посвящен решению задачи локализации производства импортной продукции для магистральных трубопроводов на территории России. Уже в нынешнем году начнется локализация производства насосов. Планируется строительство завода по выпуску электродвигателей, в 2017 году начнется их сборка, а с 2019-го предусмотрено перевести производство на полный цикл.

В планах 2015 года - освоение серийного выпуска на территории нашей страны систем измерений количества и показателей качества нефти (СИКН), разработка и производство предназначенных для повышения пропускной способности трубопровода химических реагентов, изготовленных полностью из отечественных компонентов. Будет вестись разработка и внедрение систем мониторинга, модернизации ИТ-инфраструктуры, единой системы управления. Запланирован выпуск более 50 видов новой продукции на заводах компании.

Несмотря на непростую внешнеполитическую обстановку, компания успешно ведет работу по созданию совместных предприятий с зарубежными партнерами. Их задачей станет выпуск высокотехнологичного оборудования.

Впрочем, уникальные приборы и технологии давно создаются в дочерних обществах самой "Транснефти". И они не только конкурентоспособны на мировом рынке, но в ряде случаев абсолютно уникальны. В первую очередь стоит упомянуть не имеющие аналогов дефектоскопы компании "Транснефть - Диаскан" и научно-инженерные разработки "НИИ Транснефть".

Еще одно немаловажное внешнеэкономическое достижение - создание Международной ассоциации нефтетранспортных компаний, провозглашенное в декабре минувшего года в Праге. Ассоциация, или так называемый европейский трубопроводный клуб, станет дискуссионной площадкой для трубопроводных компаний стран Европы и Казахстана.

Сейчас в организацию входят "Транснефть", словацкий ТРАНСПЕТРОЛ, белорусская "Гомельтранснефть Дружба" и чешская МЕРО ЧР. Но в перспективе ее участниками, возможно, станут компании из Германии, Балканских стран (например сербская ГП "Транснафта"), Азербайджана (ГНКАР), Каспийский трубопроводный консорциум.

Это событие вновь подтвердило статус "Транснефти" как надежного партнера, влиятельной геоэкономической структуры, компании, последовательно отстаивающей государственные интересы России.