Наверх

К пуску ВСТО

Дата публикации: 29 Ноября 2012

Во второй половине декабря 2012 года планируется пуск второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» - ВСТО-2. Первая очередь ВСТО (ВСТО-1) была введена три года назад - в декабре 2009 года. Сегодня маршрут с использованием ВСТО 1/2 с отгрузкой через порт Козьмино чрезвычайно востребован нефтяными компаниями, так как на этом направлении:

1) эффективный удельный тариф минимален, что иллюстрирует следующая таблица:

Нефтепровод ВСТО (1 и 2) БТС-1 БТС-2
Тариф по участку, руб. за 1 тонну 2081 553,5 543,92
Протяженность участка, км 4740 805 1000
Эффективный (удельный) тариф, руб. за 100 тонно-километров 43,9 68,8 54,39

2) достигается наивысшая эффективность экспорта (см. далее).

Особенностью маршрута ВСТО является то, что на этом экспортном направлении в систему принимается только малосернистая нефть марки ESPO (в отличие от сернистой нефти марки Urals, принимаемой для экспорта в западном направлении через порты Усть-Луга, Приморск, Новороссийск).

Реализация принципа равнодоходности поставок нефти на различных экспортных направлениях (предусмотренная п. 20.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 №980) с учетом поправок по качеству нефти выглядит следующим образом:

Прием нефти

Пур-Пе

Порт отгрузки

Козьмино

Усть-Луга

Новороссийск

Приморск

Тип нефти

ESPO

Urals

Urals

Urals

Стоимость транспорта, руб/тонна

2081

1952

1824

1719

Величина

ценовой поправки

-

24,0*$/т

24,0*$/т

24,0*$/т

-

760 руб/т

760 руб/т

760 руб/т

Стоимость транспорта с учетом ценовой поправки, руб/тонна

2081

2712

2584

2479

Ценовой проигрыш в сравнении с поставкой в Козьмино, руб/тонна

База

631

503

398

* - по данным на 20.11.2012 года (средняя величина с начала года – 42$/ т).

Таким образом, очевидно, что на экономическую эффективность маршрута ВСТО в первую очередь оказывают влияние более высокие ценовые характеристики марки ESPO. Степень загрузки ВСТО в свою очередь напрямую зависит от готовности нефтяников поставлять в систему нефть соответствующего качества. В качестве главного преимущества производители получают возможность пользоваться единым (и наиболее дешевым) видом транспорта – трубопроводным, а также не зависеть от возможных колебаний стоимости железнодорожной транспортировки на участке Сковородино-Козьмино. Кроме этого, нефтяные компании смогут подключать к системе даже те нефти, которые раньше технологически не могли попасть на экспорт - например, с месторождений в Томской области.

На этом фоне абсолютно неубедительными выглядят размножившиеся в последнее время публикации (например, такие, как материал в ноябрьском номере журнала «Нефть и Капитал), в которых выводы об экономической эффективности маршрута ВСТО и причинах его возможной недозагрузки делаются на основе незнания элементарных принципов тарифообразования и трубопроводной логистики.